[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
За́пах — специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ (ЛАВ), обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния(см. хеморецепция), расположенными в носовой полости животных и людей.
[править]Специфика восприятия запахов человеком
[править]Общие сведения
Запах для большинства людей — относительно слабо дифференцированное, интегральное ощущение, так как он определяется суммарным эффектом от раздражения обонятельных рецепторов, рецепторов тройничного нерва и рецепторов вомероназального органа; кроме того, возможно, что в ощущение запаха вовлечено восприятие аэрозольной компоненты атмосферы.
[править]Психофизиологические процессы, влияющие на восприятие
Можно выделить несколько ведущих звеньев и факторов, участвующих в процессе восприятия запаха:
- Рецепторный уровень
- Проводимость нервных пучков
- Лимбическая система
- Психический уровень
- Уровень возбуждения нервной системы
- Индивидуальный опыт
[править]Особенности психологии восприятия запаха
Сильное влияние на ощущение запаха оказывает психофизиологическое состояние человека. В определённых условиях наблюдается извращённое восприятие запахов, когда определённые, привычные вещества вдруг становятся резко неприятными.
[править]Методы измерения силы запаха
Исследованием восприятия запахов занимается ольфактометрия.
Оценка силы запаха важна в экологии, в объективной оценке качества пищевых продуктов, в парфюмерии, в клинических исследованиях при различных видах патологии.
[править]Устройства для воспроизведения запахов
В XX веке после широкого распространения устройств для воспроизведения звука (патефон, магнитофон) и изображения (фотография, кино, видеокамера) всё чаще изобретатели обращаются к разработке устройств для воспроизведения запахов.
Одной из наиболее известных попыток была разработка такой системы американо-израильской фирмы DidgiScent (2002 г.). К сожалению, эта фирма не выполнила ряд обязательств своевременно и лопнула.